Материал сей любезно предоставлен заслуженным рокером г. Иваново
АНДРЕЕМ УДАЛОВЫМ.
ПОБЕДА МУЗЫКИ ОКРАИН
Еще несколько лет назад большинство ивановских рок-музыкантов ринулось
осваивать неосвоенную целину новомодных рок-ответвлений, гудений и
вибраций преимущественно экстремального направления, и группы, работающие
в традиционном стиле, успевали выступить на фестивале «Рок-февраль»
в течение одного дня. Однако теперь все вернулось на круги своя. Экстремалы
в этом году (от панков до блэкстеров и «грандюков») успели отстреляться
за два дня, зато в номинацию «Традиционный рок» заявились уже порядка 80
команд только из Ивановской области. А впереди еще финалы, где будут играть
гости из других регионов вплоть до Сибири.
В минувшие выходные на первых отборочных турах «Рок-февраля – 2004»
выступили более 30 команд из Иванова, Приволжска, Тейкова, Комсомольска,
Палеха и других райцентров области. Группы из провинции на сей раз (музыка
окраин) вообще показали крайне мощный всплеск. Такой массированной атаки
за 11 лет, в течение которых существует фестиваль, мне лично припомнить
не удалось. А открывала данную номинацию (вне конкурса) группа
«Шаровая молния», хард-блюзовый проект двух старожилов местной рок-сцены:
вокалиста Роберта Тайшиева (экс-«Движение», «Моби Дик»), еще в конце 80-х
получившего знатное погоняло «шуйский Ковердейл», и моего полного тезки
(а может это я сам и есть?) гитариста Андрея Удалова (экс – «Барометр»,
«Общество равных», «Русская рулетка», «Зеленая миля») при поддержке
убийственной ритм-секции Д. Левичев (бас) и М. Давыдычев (барабаны),
полностью перешедшей в данный проект из команды «Моя любимая группа»
(на «Рок-феврале - 2002» оба музыканта были отмечены, как лучшие в своем
стиле).
Открывать и закрывать подобные «солянки» в десятки команд обычно всего
трудней, однако приволжская хард-роковая команда «Дизель», вышедшая
на сцену вслед за «Шаровой молнией», справилась с этой задачей достойно.
И хотя «коврики» гонять всегда легче, чем исполнять свои композиции,
кавер-версии «Арии» у «Дизеля» прокатили на ура. Жюри условно вывело их
в финал фестиваля (условность касается и других кандидатов, поскольку
впереди выступления еще нескольких десятков команд).
Прошла в финал
в первый день отборов и ивановская группа «Колбасы», о которой «РК» писал
уже неоднократно. Забойное стебалово с крепкой духовой секцией,
в частности, крепко зацепило одного из отцов-основателей легендарной
ивановской группы «Дети Петра» Евгения Курсина. Он пришел на отборочный
тур, чтобы подыскать клавишника в свою восставшую из пепла команду.
20 марта «Дети Петра» будут выступать в одном из питерских ночных клубов,
а место клавишника пока вакантно (кто желает пройти кастинг, звоните
по телефону 44-17-28,
либо пишите: helgard@rambler.ru ).
Третьими финалистами первого дня стала ивановская
группа «Head Phones» очень добротно освоившая фирменный брит-поповский
саунд. Они на «Рок-февралях» уже не впервые.
К сожалению, в первый день традиционной номинации многие команды явили
публике хорошие задумки в, деликатно говоря, неадекватном исполнении.
Задумки эти убивала и традиционная (в плохом смысле слова) нестроюха гитар,
зачастую всех одновременно («Битые стекла», «D`form» г. Иваново), опять-таки
традиционные недотяги в гитарных соло («Вне контроля» г. Кохма) и
несинхронная игра отдельных участников процесса («Точка зрения» г. Иваново).
Хотя те же «D`form» при более тщательной проработке нюансов вполне могли бы
стать конкурентами группы «Head Phone», поскольку они катят почти по той же
лыжне, что и «наушники». Композиция «Стерва» в их исполнении вполне могла
бы стать потенциальным хитом, если бы нашла достойное воплощение.
В хардовой команде «Аспид» (г. Иваново) похоже продолжает увеличиваться
разрыв между вокальной и инструментальной составляющими (не в пользу
последней). Если, вокалистка группы Т. Улитенко все уверенней осваивает
нишу «ивановской Доры Пеш», то гитаристы команды особого рвения в изучении
основ солизма-гитаризма покуда не проявили.
Воскресный тур оказался сложней субботнего по двум причинам. Во-первых
команд на прослушивание заявилось почти в два раза больше (21 против 12),
во-вторых средний уровень исполнителей во второй день оказался сильней и
выбирать из них финалистов оказалось делом нелегким. При регламенте
в пять команд (условно) кандидатов в финалисты оказалось куда больше,
и в «отсев» попали довольно крепкие группы. Многие группы имели в своем
составе явного фронтмена («локомотив») с аккомпанирующими музыкантами
(«паровозики»), и мощности «локомотива» хватало не всегда на то, чтобы
дотянуть весь состав до финишной ленты. По группам – финалистам в результате
расклад получился следующим.
|
«Контрольный выстрел» (г. Иваново): С первых же аккордов этот хард-роковый
состав выстроил монолитную стену звука с плотной барабанной долбежкой
и форсированным вокалом, перемежая ее, изредка, гитарным деменуэндо и
акцентированными ударами по железу. А легендарный старик Державин, что
«…в гроб сходя», благословил самого Пушкина, в интерпретации
«Контрольного выстрела» (композиция «Я царь, я раб») оказался продвинутым
рок-поэтом. Грамотно сыгранные гитарные соло иногда тонули в «зумовской»
обработке. А в целом очень кайфовое выступление.
«Эллой» (г. Комсомольск): Эта группа выступала еще на первых «Рок-февралях»
и даже записала одну композицию на сборнике «Обыкновенный город»,
но по «детским» своим выступлениям лично мне тогда запомнилась не очень.
Пришла пора взросления. Такого убойного кантри-энд-вестерна, которое
продемонстрировали парни из Комсомольска на отборочном туре 2004 года
за 11-летнюю историю фестиваля еще не было (да и кантри-то по большому
счету тоже не было). Если бы к нынешнему составу «Эллоя» добавить еще и
знатного губного гармониста, то был бы полный убой, но и в данном составе
все звучит на очень приличном уровне. Кстати, и другая комсомольская
команда «Квартал Б» выступила на сей раз весьма угарно. Им бы репертуар
подновить или разбавить по настоящему фирменными блюзами и можно было бы
вести речь о самобытном рок-движении на родине ИвГРЭСа. Увы, на сей раз
в финал прошел только «Эллой» (но… с половиной состава из «Квартала Б»).
«Мысли вслух» (г. Палех): Сомнений в том, что данный коллектив пройдет
в финал у меня лично почти не было. Мощный прогрессив-рок с развернутыми
виолончельными соло, продуманными синтезаторными наворотами и почти
симфоническими аранжировками, плюс сложные философские тексты выделяют
эту группу из общего потока рок-команд, как элитную палехскую шкатулку
среди картонных коробочек из-под «боссовских» примочек. Вот только
авторская композиция «Ужас», показанная в отборочном туре, оказалась
чрезмерно затянутой, а местами даже заунывный. Хотя… «Богемская рапсодия»
группы «Queen» тоже поначалу вызывала в далеком 1975 году у
«радиокрутильщиков» стойкое отвращение своей крупногабаритностью. Спустя
же четверть века, уже никто не оспаривает ее явную шедевральность.
«Аверс» (г. Южа): Пожалуй, среди 33 конкурсных команд не было больше ни
одного коллектива, который столь малыми средствами сумел бы достичь таких
приличных результатов. В музыке «Аверса» нет ни замороченных горбатых
грузилок, ни сольных прострелов на полмиллиона нот в минуту, от которых
струны плавятся, как часы на полотнах Сальвадора Дали, ни вокальных
пируэтов октавы на три с половиной. Есть добротно сыгранный ритм-н-блюз,
незамысловатая, но синхронная и крепкая ритм-секция, четко отработанные
нюансы от вступления до коды и главное искренность и рок-н-ролльный кураж,
без звездного пафоса, растущего на пустом месте. Угарная беспонтовость
плюс крепкое ансамблевое звучание и группа выходит в финал. На месте южской
администрации я всерьез задумался бы о том, чтобы сделать земляческий
песняк «Аверса» – «Старый Южский» гимном своего поселка.
«Группа 17» (г. Иваново, центр «Пульс»): Об этой команде я уже писал
во время своих осенних командировок в рамках фестиваля «Молодежь против
наркотиков». Остается лишь удивляться тому как от концерта к концерту
это рок-трио наращивает свою музыкальную мускулатуру. Просто какие-то
культуристы примочек и бодибилдингисты барабанного пластика. В гитарном
саунде Шамиля Шихова, особенно в сольных партиях, прорезались новые фишки
в плане работы с «качалкой», а могучий голосище его, уже выпирает
за пределы не столь уж и богатырского тела, как дрожжевое тесто из кадушки.
Барабанщик Макс Хорошаев, тоже что-то там шлифует и оттачивает в своей
кухне, без особого выпендрежа, продолжая оправдывать свою фамилию. В целом
же при минимуме инструментов группа выдает максимум драйва, не забывая время
от времени жонглировать динамикой звучания, чтобы уйти от монотонного
однообразия тюремной стены.
«Дилижанс» (п. Кукарино, Ивановский район) Вот и еще один коллектив из так
называемой провинции (просто музыка окраин получается). Данная команда
с мощной духовой секцией и тщательно отшлифованным звуком уместней
смотрелась бы в номинации ВИА, если бы данная номинация потихонечку
не прижмурилась в неравной борьбе со злобными блэкарями. В составе
«Дилижанса» лабают серьезные дядьки, изжевавшие не один комплект
мундштуков к дудкам, и порвавшие не один километр струн к гитарам,
однако рок-н-ролльное начало в музыке «Дилижанса» туманно, как утренний
Лондон. В финал команда прошла, но с условием более интенсивной борьбы
с этими туманными явлениями.
Очень хотелось бы уделить пару строк интересным проектам «Chic`n`stu»,
«Черный лед», «Anatomy», «Корабль снов», «Нулевой допуск», оставшимся
за бортом данного обзора, но дефицит газетной площади не позволяет этого
сделать. А впереди новые туры данной номинации: 21 и 22 февраля в 14.00
на сцене актового зала Ивановского машиностроительного колледжа.
|