Материал сей любезно предоставлен заслуженным рокером г. Иваново,
членом жюри фестиваля «Рок-февраль-2004»
АНДРЕЕМ УДАЛОВЫМ.
ПЕПЕЛ ШЕВЧУКА, ИЛИ «ДЖАЗ» ПО-ИВАНОВСКИ
1 февраля в актовом зале Ивановского машиностроительного колледжа открылся
очередной 11-й региональный фестиваль «Рок-февраль-2004». Открылся он
отборочными турами в номинациях «Вокал» и «Рок в акустике». Заявки на участие
в этих номинациях подали 26 коллективов и отдельных исполнителей со всей
области. Номинация «Рок в акустике», с которой данное действо открылось,
как всегда оказалась самой непредсказуемой. В количественном плане,
в отличие от прошлых лет, наблюдался явный рост: 15 номинантов. Однако,
вопреки учению классиков марксизма-ленинизма, количество упорно не желает
перерастать в качество.
И опять-таки, как и на проходившем недавно на этой же сцене «Школьном роке»,
удивляет стойкое желание конкурсантов играть на расстроенных в хлам гитарах.
В принципе вполне мог бы прокатить и хип-хоповский речитативчик и
растаманский реггей группы «Бамбус бэнд», но гитары, которыми перед выходом
на сцену, видимо, кололи за кулисами кокосовые орехи, своей нестроюхой могли
бы свести с ума даже глухого. То же можно сказать и о сольном выступлении
Максима Разживина, видимо крепко подсевшем на песни «Короля и Шута», и
особенно о «хоре пьяных индейцев» под соответствующим названием «Стакан».
Хотя именно эти бритоголовые граждане недобрую половину отведенного
для выступления времени крутили гитарные колки чуть ли не пассатижами,
пытаясь настроить свои убитые «дрова», количество употребленного за сценой
бухла, мягко выражаясь, сильно сказалось на качестве исполнения. К тому же
было совершенно непонятно почему чисто электрический состав вписался
в акустическую номинацию? Вполне мог бы пройти в финал и акустический
квартет «Вереск», но из-за не слишком замечательного звука в мониторах
(в порталах, впрочем, тоже) или из-за недостаточной сыгранности,
ансамблевого звучания на сей раз они не показали. Были виртуозные соло
на скрипке, временами прорезались из порталов вроде бы замысловатые пассажи
кларнетиста, но в целом «Вереск» навевал параллели с макетом самолетика
из авиамодельного кружка, которому забыли приклеить какую-то мелочь вроде
хвостового руля, из-за чего летает он как-то однобоко и непредсказуемо.
К тому же слегка обламывали и некоторые тексты (их-то как раз было слышно
хорошо). К примеру, строки «К маме тянутся руки после долгой разлуки»
из песни про паренька, вернувшегося из армии. Видимо, парнишка в свое время
от армии косил, а мама его сдала военкому, как Павлик Морозов.
Группа «Я и…» своими кларнетными трелями в стиле несмазанных качелей и
непредсказуемым тарахтением бонгов в очередной раз напомнили крылатую фразу
«Уверенно сыгранная лажа – это джаз». После (не к ночи будь упомянут)
«Стакана» в плане музыкальной какофонии этот коллектив был явно самым
«джазовым». Впрочем, песенка «Трах-тах-тах-тах» вызвала у публики заметное
оживление. Потенциальный шлягер.
Пара таких шлягерочков была и в репертуаре группы «Золотые струны». Народ
конкретно проперся от рефрена «Коммунисты любят хаер. Коммунисты носят
гребень» (интересно, где они таких коммунистов нарыли?), однако сквозняком
от «Анального ветра» (еще одна «нетленка» в репертуаре «Золотых струн»)
парней явно пересквозило и слегка заколдобило. Судя по разброду и шатаниям
между отдельно лажающими инструментами, музыка в их творчестве явно
не главное.
Не обошлось на «Роке в акустике» и без революционных веяний (пепел Шевчука
стучит в наши сердца!), которые щедро продемонстрировали группа «Кара Курт»
и солист –«протестант» А. Кузнецов. Первые исполнили свою «бунтарскую»
версию о захвате террористами «Норд-Оста», второй – пытался вострить лыжи
по лыжне Башлачева, вплоть до желания сигануть в окно. Однако протест
получился каким-то невнятным и маловразумительным, словно вопли, спетые
шепотом, а строки про дерьмо, в которое мы вляпались, и Христа, которого
им опять распяли, уж слишком контрастировали с закомплексованностью самих
исполнителей.
На этом фоне заметно выделилась шуйская группа «Ложь с трубой». И хотя
трубач там тоже играл как под дулом пулемета, рок-н-ролльная надрывность
вокалиста и гитариста группы казалась вполне искренней. С некоторой
натяжкой эту группу жюри провело в финал фестиваля.
О других финалистах! Практически не было претензий к группе «Залив дымов»,
хотя вокалистка и руководительница коллектива Елена Карпова приехала
на выступление с такой температурой, что у нее гриф под пальцами дымился.
Ажурные вкрапления флейты и двух скрипок создавали своеобразную атмосферу,
а гармоническая цепочка аккордов (особенно в песне «Дивный новый мир»)
удивляла своей нестандартностью.
|
Прошла в финал и ивановская команда «Трансплантация Х». Хотя над кодами
песен парням еще следует потрудиться, в данной команде лично мне приглянулся
довольно крепкий «басмач» и вокалист с оригинальным роковым тембром голоса
(песня «Вечный вопрос»).
Еще один финалист Сергей Назаров, разухабистый хиппан в митьковском
тельнике ( «Хай, пипл! Всем чмок!») выдал на гора стильный шуточный песняк
в стиле «реггей», посвященный Элвису Пресли (почему не Бобу Марли? –А.У.),
хотя строчку «не спится, мне бы не спиться» он явно слямзил у Чижа
с компанией. Да и с модуляциями Сергей слегка переборщил, выпадая порой
из темы, как налетчик из куста.
Последний финалист Сергей Сурьянинов из Луха показал чистый и хорошо
поставленный вокал, однако для хард-рока, к которому он явно тяготеет,
его голосу не хватает «мяса» (форсажа, драйва). Кобзон тоже классный дядька,
но вряд ли он вписался бы в «Ramsstein», даже по очень сильному блату.
В номинации «Вокал» на сцену вышли 11 конкурсантов. А открывал ее… все
тот же Сергей Сурьянинов из Луха. Претензии, в общем те же, что и в первой
номинации. Некоторые исполнители (особенно исполнительницы) пели явно
не в своем вокальном диапазоне. К примеру Ярославна Марусич с песней
«Герой не моего романа» стартовала очень мощно, показав крепкий вокал и
грамотное интонирование звука, но уже к третьему куплету она явно сбавила
темп, особенно в низком регистре. Стоило бы смодулировать фонограмму
на тон повыше, и она, как мне показалось, спела бы эту же песню
куда уверенней. С такой же заниженной «минусовкой» вышла на сцену и
Жанна Магомедрасулова, к тому же еще и выбрав песню «Бах творит» с очень
сложной для исполнения гармонией, в которой даже легкое непопадание в тему
моментально режет слух. Понятно желание «…замахнуться на творчество нашего
Вильяма Шекспира», но в отборочный конкурс лучше выбирать что-либо попроще
и в своей тесситуре.
Вполне могла бы пройти в финал и вокальная группа «Эврика», если бы девушки
перед конкурсом уделили больше внимания раскладу голосов по различным
интервалам. Они же пели в основном в унисон на три голоса. «Битлз» когда-то
начинали так же, но как закончили! Хочется и девушкам из «Эврики» пожелать
подобной певческой карьеры, но для этого еще надо потрудиться.
Ну а в финал фестиваля путевки получили следующие номинанты:
1.Унгина Юлия (студия «Вокализ» г. Иваново). Юлия очень мощно спела
известный джазовый стандарт «How high the moon», который имеется
в репертуаре всех уважающих себя джазменов: от Дюка Эллингтона и Лес Пола
до Глори Гейнер и Ларисы Долиной. Помимо основной темы она пропела и весьма
заковыристую джазовую импровизацию, сорвав у публики бурные овации.
2. Горлова Евгения (г. Иваново). Евгения исполнила песню «Не обижайся
на меня» под «минусовку» лауреата уже нескольких «Рок-февралей»
Татьяны Трифоновой. Мне, честно говоря, понравилось не очень, хотя спето
все было технично и грамотно. То ли «минус» под ее тембр не очень подходит,
то ли сама фонограмма сведена не очень удачно, но голос временами терялся
за барабанными плюхами, как разведчик за сугробами.
3. Баранова Кристина (п. Богданиха). С песней «Скрипач» Кристина вписалась
в образ цыганки, как бильярдный шар в лузу. И спела с хорошим цыганским
куражом и станцевала как в фильме «Табор уходит в небе». Правда есть
опасения, что на финале, где петь придется уже другую песню, в новый имидж
она так удачно не впишется. Впрочем, время покажет.
4. Подтележникова Олеся (студия «Вокализ», г. Иваново) Олеся исполнила
песню Валерии «Была любовь», но она не пошла по пути наименьшего
сопротивления, копируя интонации известной певицы, а исполнила свою кавер
версию, которая оказалась ничуть не хуже оригинала. Грамотное интонирование
звука и уверенное исполнение вывели Олесю в число финалистов.
5. Костров Дмитрий (г. Иваново). Единственный парень, сумевший прорваться
в финал с песней «Антихрист» из репертуара группы «Ария». Спел ее Дима
довольно «мясисто», хотя, как мне показалось, почти на пределе вокальных
данных. Тем не менее (спасибо истинным «арийцам») финал теперь будет
не чисто девчуковым.
|